Строительство ВЛ-220 кВ Сунтар – Олекминск близится к завершению.

30 июля 2010

Остались заключительные работы: натянуть провода и перебросить линию через реку Олекму.

Высоковольтная линия Сунтар – Олекминск – одна из важнейших составляющих Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), призвана не только обеспечить электроэнергией объекты нефтепровода «ВСТО», но и подключить к большой энергетике Олекминск. Тем самым создать благоприятные условия для дальнейшего развития на олекминской земле агропромышленного комплекса.


Общая протяженность линии – более 300 километров. На сегодняшний день это один из основных проектов «Главэнергостроя». По графику объект должен быть сдан к первому сентября. 
Основной объем работы уже позади, тем не менее расслабляться здесь не торопятся. В эти дни в Олекминске проводилась уникальная операция: монтаж высоковольтных опор с помощью вертолетной техники. Вертолетом Ми-26 Т были подняты 11 опор – девять промежуточных и две анкерные. Теперь осталось провести порядка десяти километров заземления и натянуть 14 километров провода. Отпайка на НПС-14 включает в себя два перехода. Один большой через реку Лену, который уже готов, и второй, поменьше, шагнет через реку Олекму. 
Изначально, когда проект только планировался, нефтепровода еще не было. А сегодня уже актуален вопрос: не заберет ли нефтяная труба весь электрический ток, который будет подаваться на район? 
– Это уже вопрос не к нам, – говорит генеральный директор «Главэнергостроя» Сергей Немировский. – Наша задача – сдать объект в намеченные сроки. 

На горе болото, а внизу сухо…

 
От чего зависит успех работы в сложных условиях? Для Сергея Немировского особого секрета нет, он вырос в Якутии и знает, как здесь надо работать. 
– Бывают такие периоды, когда необходимо сделать паузу, переждать дожди, весеннюю слякоть, очень низкие зимние температуры, – рассказывает он. – Например, в прошлом году наш заказчик потребовал вездеход, чтобы доказать, что мы зря приостановили работы. Снарядили их всем необходимым, вездеход «обули» в болотные гусеницы. На следующий же день раздался звонок: утонули, необходимо срочно выслать машину, тягач для вездехода. Хорошо, что все остались живы. А ведь они просто ехали вдоль трассы, без груза. Нам же в этих условиях необходимо еще и работать. Это только в Якутии может быть на горе болото, а внизу сухо. Если пролететь на вертолете, можно увидеть груды металлолома, утонувшие в грязи или болотной топи, а ведь это огромные деньги. У нас же не утонуло ни одной единицы техники. Лучше отстанем от текущего графика и потом его догоним, от этого только выиграем в конечном итоге.


Особенности сурового якутского климата вынуждают на время приостанавливать работы. Очень сложной в плане низких температур выдалась нынешняя зима. Причем, если в самом Олекминске была одна температура, то на переходах она могла быть на десять градусов ниже. Дл
я техники, которая оснащена гидравликой, понятие «суровая зима» начинается с минус 40 градусов. И такие температуры в этом году держались по 40 дней. После холодов выходим, начинаем нагонять упущенное, летят шланги, которые становятся ломкими от мороза, не выдерживают узлы и механизмы техники. 
Сейчас другая проблема – жара. Вопреки прогнозам, обещавшим засушливое лето, июнь и первая половина июля в Олекминске выдались дождливыми. Приходится делать лежневые дороги, люди по пояс в грязи, техника тоже работает на износ. Порой приходится вытягивать все это на человеческом ресурсе.

                                                            Главное люди
Работа на ЛЭП тяжелая не только в психологическом плане, так как связана с постоянной отдаленностью от семьи, дома, но и физически здесь непросто. Поэтому остаются здесь люди определенного склада. 
Алексей Александрович Невмывако, прораб строительно-монтажного участка, всю свою сознат
ельную жизнь строит ЛЭП, в этом году ему исполнилось 60 лет. 
– Наш труд нелегкий еще и потому, что рядом никого и ничего нет, кроме тайги. Надеяться можно только на себя. Поэтому все зависит, с одной стороны, от организованности персонала, с другой – от грамотного руководства, – отмечает генеральный директор. – Все знают: если Александрыч с нами, все нормально, он всегда подскажет, найдет подходящее решение. Не так давно у нас на первой опоре провалился бульдозер. Алексей Александрович спрашивает: 
– Почему бревно не подвязали? 
– Спереди его не подвяжешь, – отвечают мужики. 
– Так надо его сзади подвязать. 
Вот так порой из, казалось бы, сложнейших ситуаций, можно найти довольно простой выход. 
На вопрос, какие участки были наиболее сложными, Алексей Александрович, не задумываясь, отвеч
ает: 
– Все они сложные, каждый по-своему. Например, сейчас на той стороне Лены техника не идет. Кругом каньоны, ручьи – трактора увязают, приходится подкладывать бревна, делать лежневку. И когда трактор уже не может дальше пройти, мужики взваливают все железо (тросы, инструменты) на себя и идут пешком по четыре-шесть километров.

Надо сказать, что там и без груза пройти непросто, а тот вес, который им приходится на себе нести, довольно ощутимый. 
– Поэтому самое главное у нас не техника, а люди,– замечает Сергей Юрьевич. – Понятно, что получают зарплату хорошую, но ведь ее можно отрабатывать по-разному. Поэтому хочется отметить самоотверженный труд тех, кто, невзирая на трудности, выполняет сложнейшую работу в экстремальных условиях. Это бригада В.В.Макарова, куда входят А.Н. Дробов, А.В.Евграфов, В.И.Трубин. Бригада Е.В.Жданова, где трудятся В.С.Марьясов, Ю.А.Левашов. Работники УМиТ И.И. Попов, С.В.Кузьмин, А.С.Ермаков, А.В. Григоренко. Бригада А.В.Манзя в составе С.А.Нещеретова, Е.Ф.Филатова и других. 

От слаженности в бригаде зависит многое. Когда осуществляли монтаж опор при помощи вертолета, пилоты нас предупреждали, что многие, с кем им приходилось уже иметь дело, разбегаются кто куда. Представьте высоченную конструкцию, которую раскачивает из стороны в сторону. Дело в том, что, когда опора в воздухе, она постоянно крутится на тросе, отчего образуется статическое электричество. Когда вертолет снижается, необходимо держать опору, чтобы, во-первых, остановить вращение, а во-вторых, разрядить ее. При соприкосновении опоры с ростверком раздается мощный щелчок, который слышен, несмотря на рев работающего двигателя. Все это происходит в непроглядной пыли от вращающегося винта вертолета, летят щепки и бревна. Поток воздуха настолько сильный, что не спасают респираторы и специальные защитные очки. Порой выдавливает пластину в очках, которая заменяет стекла. 
– Неприятно немножко, – смешит нас Алексей Александрович, – тем не менее наши ребята отработали на «ура».

Подарок городу-юбиляру

В Олекминске вовсю идет подготовка к празднованию юбилея города и V Спортивным играм народов РС (Я). Настоящим подарком в свете этих событий явится реконструкция часовни Александра Невского, которую проводит компания 
«Главэнергострой». Похоже, это стало своеобразной традицией. Дело в том, что, когда завершилось строительство аналогичной линии в Усть-Мае, энергостроители построили часовню имени Святых апостолов Петра и Павла в поселке Петропавловск, которая была освящена 12 июня этого года, в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в день села Петропавловское.

 
– Так как Всевышний дал нам возможность зарабатывать, мы пообещали владыке Якутскому и Ленскому Зосиме еще при его жизни, что и в Олекминске приведем в порядок исторический и духовный памятник и сделаем подарок вашему-нашему городу, тем более что здесь предстоят такие торжественные события, – говорит руководство компании.– Владыка благословил эту инициативу, и в память о владыке Зосиме, который к большой нашей скорби почил 9 мая сего года, мы с должным усердием выполним данное ему обещание. Большую часть стройматериалов завезли еще по зимнику. Так как часовня насчитывает немало лет, ведь ее создание приходится на 1891 год, массивные колонны будут заменены на новые. А чтобы сохранить святость и историчность данной конструкции, прежние колонны будут заложены в основание. Со временем строение оказалось в низине, здесь постоянно скапливается вода, от чего изрядно пострадал фундамент. Поэтому на первом месте по плану отсыпка и поднятие фундамента. Из современной отделки будет лишь кровля, покрытая металлочерепицей. Наша задача заключается в том, чтобы восстановить первоначальный вид часовни.

Людмила Клопова, газета «Олекма», 30 июля 2010 г.

Вернуться к списку новостей